В село возвращаются работать те, кто вчера из него сбежал.

Российское село перестает быть местом, пригодным лишь для пьяниц и стариков. Повышение цен на продукты принесло головную боль жителям городов, но пошло на пользу тем, кто сам занимается сельским хозяйством. В результате "Известия" обнаружили новую тенденцию - по крайней мере, в нескольких регионах страны молодые семьи из городов начали возвращаться в родные деревни. О том, как и почему это происходит, рассказывают наши корреспонденты.

Любой деревенский мечтает стать городским, а любой городской - москвичом. Еще лет десять назад эта истина многим казалась непреложной, потому что была экономически обоснована. В деревнях - полная нищета и натуральное хозяйство. В малых городах - безработица. И даже в "миллионниках" зарплата раз в десять ниже, чем в Москве. Вот и рвались все в столицу, не забывая при этом проклинать "зажравшихся москвичей". К счастью, сейчас многое изменилось. Выманить человека из Самары или Саратова в беспокойную и дорогую Москву стало сложно, потому что зарплаты в провинции "подтянулись". Об этом говорит статистика. Причем доходы выросли не только у банкиров и юристов, но и у сварщиков и экскаваторщиков.

По данным Росстата, доходы населения в нашей глубинке уже несколько лет растут значительно быстрее, чем в Москве. Но есть и еще одна, куда более обнадеживающая тенденция. Стали увеличиваться доходы на селе. Сначала - благодаря нацпроекту, а теперь - еще из-за стремительного роста цен на продукты (только с начала этого года - на 20%). Многие люди стали задумываться о переезде в деревню. Ведь земли у нас по-прежнему много, вдалеке от больших городов она стоит копейки, а работящий мужик вполне может прокормить и себя, и семью, и заодно своих городских родственников. Множество примеров тому "Известия" находят в российской глубинке. И неудивительно, что, устав от городского смога и некачественных продуктов, многие граждане возвращаются в "родовые" села - к свежему воздуху и не менее свежей еде собственного производства.

А государству следует всячески это поощрять, потому что только родное село может спасти нас от мирового продовольственного кризиса и вообще обеспечить продовольственную безопасность страны. Как поощрять - не нами придумано. Давать кредиты, а главное - учить современным технологиям. В Европе давно это поняли и кормят сейчас пол-России.

В Белгороде молодой ученый сменил университетскую кафедру на личное подсобное хозяйство. И нисколько не жалеет о переезде в село. Крестьянский бизнес принес его семье материальное благополучие, а ему самому - новый карьерный взлет.

В 28 лет Андрей Навозенко защитил кандидатскую диссертацию, но жизнь поставила его перед жестоким выбором: либо наука, либо семья. Зарплата научного сотрудника Белгородской сельхозакадемии была слишком маленькой, чтобы обеспечить достойную жизнь жене и двум сыновьям.

Андрей чем-то неуловимо напоминает знаменитого артиста Фрунзика Мкртчяна в пору его молодости. Но за добродушной внешностью скрывается сильный характер. Он никогда никого не винит в своих проблемах. Никого, кроме себя.

- В том, что со мной случается, виноват только я сам, - говорит Андрей. - Такая установка помогает реально оценить ситуацию. И найти выход.
Выход нашелся в 150 километрах от Белгорода - в селе Колосково. Отсюда Андрей после окончания школы уехал делать городскую карьеру. И сюда же вернулся с семьей делать крестьянский бизнес.

Старый отцовский дом, 39 соток земли и два десятка свиноматок - вот и весь начальный капитал Андрея. На этих домашних свиньях, за которыми ухаживали родители Андрея, он, готовя диссертацию о технологии выращивания свиней в крестьянском хозяйстве, ставил научно-хозяйственные опыты. Потому что все агрофирмы, куда обращался молодой ученый, требовали с него за опыты деньги.

На семейном совете было принято рискованное решение: взять в банке 40 тысяч рублей кредита под 36% годовых. Это было шесть лет назад, о нацпроекте развития АПК с его льготными кредитами еще никто не заикался.

- Мы тогда выиграли на разнице сезонных цен, - вспоминает Андрей. - Зерновые на корм закупили в августе, когда они самые дешевые, а свинину продали в октябре-ноябре, когда она дороже летней процентов на 30. И погасили кредит всего за четыре месяца.
Через три года в личном подсобном хозяйстве Андрея уже насчитывалось две сотни свиней, три десятка бычков на откорме, 16 дойных коров и 24 гектара засеянной многолетними травами земли.

- А вот крестьяне жалуются, что свиней держать невыгодно - слишком низкие закупочные цены, - говорю Андрею.

- Если отдать свинью перекупщикам по 50 рублей за килограмм живого веса, то, конечно, вылетишь в трубу, - соглашается он. - Но мы сами продаем парную свинину на рынке в Валуйках. Розничные цены растут. Порядка 4 тысяч рублей сегодня на одной свинье можно заработать...

Валуйки - это райцентр в двадцати километрах от села Колосково. Там в рыночном павильоне на Привокзальной площади у Андрея в мясном и молочном ряду постоянное место. Торгуют его жена Марина и старшая сестра Вера. Кроме мяса личное подсобное хозяйство кандидата наук поставляет на рынок молоко, сметану, творог и сыр "сулугуни".

- ...а что касается коров, то работать с молоком всегда очень выгодно, - продолжает Андрей. - Потому что себестоимость литра молока в личном хозяйстве всего 2 рубля 50 копеек. А закупают его у нас переработчики по 10 рублей за литр. Можно вообще ничего с молоком не делать, только его сдавать, имея на этом 300 процентов прибыли!

Кредиты Андрей больше не берет. Своих денег хватает. Купил два трактора МТЗ-82 и весь комплекс механизмов для приготовления сена. Перестроил отцовский дом. Рядом приготовил площадку для строительства второго дома - подросли сыновья Миша и Николай, и полтора года назад родилась дочь, назвали Анной. И еще за свой счет благоустроил в Колоскове улицу, на которой живет.
Десять месяцев назад односельчане избрали Андрея Николаевича Навозенко главой администрации Колосковского сельского поселения. За него даже агитировать не пришлось - весь он со своими трудами, заботами и успехами у людей на виду. А вот сам Андрей на новом административном посту жителей постоянно агитирует. Чтобы создавали в своих личных подсобных хозяйствах мини-фермы на 5-10 коров.

- Приходится убеждать: вот вы держите одну корову и ради нее встаете в пять утра, - говорит Андрей. - Так почему бы не завести пять коров, а работу себе облегчить хотя бы простенькой мехдойкой. Вы тоже будете вставать в пять утра, но получать за это гораздо больше денег.
Андрей подсчитал: одна корова с годовым надоем в 5 тысяч литров молока приносит 40 тысяч рублей чистой прибыли в год.

- А если у вас пять коров? Или десять? Сегодня личное подсобное хозяйство - это самая прибыльная работа на селе, - убежден Андрей. Беда только в том, вздыхает он, что за годы, когда село было брошено на произвол судьбы, селяне разуверились даже в собственных возможностях.

- Чуть что - ищут виновных вокруг себя, - сожалеет Андрей. - Виновато государство, виноваты родители, что не дали образования, виновата школа, виноват Чубайс. Только себя не винят в своих проблемах. Очень трудно менять эту ментальность. Но ничего, потихоньку поменяем.

26 сентября 2008

комментарии: 0


Комментарии: 0

Добавить комментарий

Ваше имя:  
Ваш E-mail:
Домстраница: (при желании)



Запомнить Вас?

[b]Жирный[/b] [i]Наклонный[/i] [u]Подчеркнутый[/u] [del]Зачеркнутый[/del] [q]Цитата[/q]