На улицах городов Белгородской области собирают пожертвования на «альтернативные» храмы.
Белгородской и Староосколькой епархией Российской Православной Церкви любые уличные сборы на постройку соборов, восстановление икон запрещены. Тем не менее, внимание жителей областного центра привлекают «женщины в чёрном», активно предлагающие помочь церкви.
Белгородцы, знающие о запрете на сбор средств, предполагают, что женщины, сидящие на улицах, занимаются мошенничеством. Ещё одна гипотеза, выдвигаемая некоторыми горожанами, касается существования на территории города некой секты.
Как удалось выяснить корреспонденту ИА «Бел.Ру» у самих сборщиц средств, деньги необходимы на реконструкцию и новое строительство православного храма по улице Фрунзе. В пресс-службе Белгородской и Старооскольской епархии сообщили, что никакого храма по данному адресу в составе епархии нет, да и жертвовать средства прихожане могут исключительно в стенах православных храмов.
По указанному «женщиной в чёрном» адресу оказался жилой дом в частном секторе Белгорода, частично перестроенный под место для собраний, с элементами православной архитектуры. Табличка на входной двери говорит о принадлежности молельного дома к Российской Православной Церкви, представители которой, впрочем, уже отсекли такую возможность.
За разъяснениями ИА «Бел.Ру» обратилось в отдел по связям с общественными и религиозными организациями информационно-аналитического Управления аппарата губернатора области. Как выяснилось, о каком-либо противозаконном сектантстве речи в данном случае не идёт. Молельный дом, вместе с идущими на него пожертвованиями, действительно принадлежит Православной Церкви, с одним крайне существенным дополнением. В данном случае речь идёт о Свободной (иначе, автономной) российской Православной Церкви, которая связей с епархией не имеет и в сферу действия московского патриархата не входит.
Автономная церковь стала появляться на рубеже 80-90-х годов прошлого века, когда часть духовенства и мирян Московского Патриархата перешла под юрисдикцию Архиерейского синода Русской Православной Церкви Заграницей, который в 1990 году принял положение «О свободных приходах» находящихся в составе РПЦЗ. Свободная церковь критиковала РПЦ за сотрудничество с безбожной властью и экуменическую деятельность (единение всех христиан). По иным же данным, отделение приходов произошло из-за амбиций, финансовых и административных разногласий со священноначалием.
В середине 90-х сообщество Свободной церкви откололось от РПЦЗ и образовало отдельную Российскую православную автономную церковь, которая была юридически зарегистрирована в 1998 году. В настоящее время РПАЦ дезорганизована в результате внутренних конфликтов, белгородский приход фактически полностью независим и какой-либо централизованной организации не имеет. По данным отдела по связям с общественными и религиозными организациями области, на территории Белгородчины помимо белгородского есть ещё два подобных прихода – в Валуйках и посёлке Октябрьский.
Таким образом, уличные сборы на православный храм к традиционной РПЦ под юрисдикцией Московского патриархата действительно отношения не имеют. В то же время собранные деньги не идут на сектантство и прочие формы религиозного радикализма. Ну, а жертвовать или нет – решать белгородцам, исходя из личных взглядов и убеждений.
Сергей Шевченко
25 августа 2008
Мне очень понравился такой материал